«…Работа по постановке голоса заключается
прежде всего в развитии дыхания и звучания
тянущихся звуков, главным образом, гласных»
К. С. Станиславский
Большое значение при пении имеет певческое дыхание, в меру взятое певцом и правильно расходуемое.
Первое правило пения для школьника — не поднимать плечи при певческом вдохе.
Смысл этого правила в том, чтобы набирать воздух не в верхние доли легких, а в нижние. В этом случае запас воздуха удерживается значительно дольше при помощи мускулов нижних и средних ребер и диафрагмы (грудобрюшная преграда).
Практически проверить правильность певческого дыхания можно на следующем упражнении (известном на занятиях физкультурой).
Дети кладут ладони обеих рук несколько выше пояса, чтобы чувствовать нижние ребра.
При вдохе дети сами легко проверяют наполнение воздухом нижних долей легких по движению нижних ребер.
Самый процесс голосообразования проще всего объясняет знаменитое итальянское изречение, которое гласит:
«Певец берет воздух, а отдает звук».
Переключение взятого воздуха в певческий звук осуществляется в процессе правильно согласованной работы дыхания, гортани и голосовых связок; само же качество певческого звучания зависит от резонирования.